Аутсорсинг персонала: важная информация для работодателей
Содержание статьи
- Вместе с тем компания нуждается и в других специалистах:
- Есть несколько вариантов:
- 10 любопытных фактов об аутсорсинге персонала
- Преимущества и недостатки аутсорсинга персонала
- Несмотря на явный положительный эффект, аутсорсинг может проигрывать традиционной форме сотрудничества со специалистами. Остановимся на его недостатках:
Вместе с тем компания нуждается и в других специалистах:
Вместе с тем компания нуждается и в других специалистах:
- бухгалтере – для ведения отчетности;
- юристе – для перепроверки договоров с покупателями и представления интересов фирмы в суде при необходимости;
- IT-специалисте – для разработки и администрирования официального сайта;
- уборщице – для поддержания чистоты в офисе;
- электрике соответствующего разряда и ответственного за пожарную безопасность – для соблюдения законодательных требований.
Предположим, наняли в штат 5 сотрудников. Они не участвует в производственном процессе, не приносят компании доход – то есть «паразитируют». Иными словами, не создают напрямую ту ценность, за которую компании платят покупатели. Что делать? Уволить их? Но как работать без юриста и бухгалтера?
Есть несколько вариантов:
- Принять на работу сотрудников, а деньги на выплаты им взять из оборотных средств. Обустроить помещения для работы. Приобрести мебель и необходимые инструменты. Что в результате? Большие и постоянные расходы.
- Распределить обязанности юриста, бухгалтера, программиста и уборщика между персоналом. Вроде бы решение неплохое. Но ваши сотрудники в итоге потребуют повысить им зарплату, что совершенно резонно. Работа сверх нормы должна оплачиваться. Проблемы возникнут и с квалификацией персонала, а хороший юрист – это специалист с соответствующим образованием и достаточным опытом работы. В результате – большие регулярные расходы и не всегда качественная работа.
- Обращаться к аутсорсерам тогда, когда это необходимо. Любая работа аутсорсера должна оплачиваться. Но оплачиваться разово и за услугу, которую окажет квалифицированный и опытный специалист. Что в результате? Непостоянные затраты и всегда качественная работа.
Пойдя первым путем, вы понесете большие издержки. Из-за этого компания вообще может стать убыточной ну или, в лучшем случае, ее возможный доход уменьшится в несколько раз. Аутсорсинг персонала – лучший вариант здесь. Наймите нужных специалистов через аутсорсинговую компанию и заключите договор. Так вы значительно сократите потенциальные расходы и обеспечите фирме качественную работу.
Аутсорсинг персонала компании в последние годы становится все более востребованным методом организации трудовой деятельности. Множество предприятий, как крупных, так и небольших, постоянно его используют, стремясь получить выгоду.
10 любопытных фактов об аутсорсинге персонала
- Впервые термином «аутсорсинг» назвали договор между компаниями Kodac и IBM. Присвоил это название Говард Андерсен – основатель «Янки Груп» – в 1990 году.
- Предоставление услуг аутсорсинга персонала – очень популярная схема работы для европейских, американских стран и Израиля. Ее используют 80–95 % компаний малого и среднего бизнес-сегмента.
- Зачастую компании поручают сторонним специалистам подбор персонала. Аутсорсинг в этом случае – очень удобный вариант. Первой так поступила компания First American (США). Договор корректировали, улучшали, но за 5 лет благодаря ему удалось сэкономить 12,3 млн долларов.
- Известные политики тоже оставили след в истории аутсорсинга. Так, бухгалтерский аутсорсинг ADP основал будущий сенатор штата Нью-Джерси Фрэнк Лаутенберг. А компанию EDS – одного из первых аутсорсеров в сфере IT – создал Росс Перо, баллотировавшийся в свое время на пост президента США.
- Выгоден ли аутсорсинг персонала организаций? Сделать выводы помогают цифры. В XXI веке расходы на аутсорсинговые услуги превысили триллион долларов.
- В 2002 году компания Procter & Gamble искала компанию-аутсорсера на предоставление IT-услуг. Сложенные вместе документы, полученные в качестве оферты на соответствующий договор, составили бы 180 см в высоту и весили 70 кг. Победила тогда фирма Hewlett-Packard. С ней заключили договор на 10 лет стоимостью 3 млрд долларов. В документе было 10 тысяч страниц.
- Один работник крупного предприятия в США начал перекладывать часть своих рабочих задач трудолюбивым китайцам за символическую плату (20 % от зарплаты). Руководство, узнав о такой изобретательности, сразу же уволило предприимчивого сотрудника.
- В 2004 году духовенству Ватикана вручили Шнобелевскую премию. Поскольку служителей не хватало, часть молитв о здравии решили передавать священникам Индии. Процесс был полностью отлажен, требы пересылались через религиозные организации. Священников из Индии не обидели. За свои услуги они получили в 5 раз больше, чем за аналогичную деятельность у себя в стране.
- Государство США и Великобритании доверяет аутсорсерам даже сбор налогов.
- Страны-лидеры на рынке аутсорсинга сегодня – Индия, Индонезия, Эстония, Сингапур, Китай, Болгария, Филиппины, Таиланд, Литва и Малайзия. Россия на 24 месте.
Преимущества и недостатки аутсорсинга персонала
Если говорить в целом, аутсорсинг во многих аспектах выигрывает у традиционного трудоустройства. Практика показывает, что компании, грамотно выстраивающие процесс аутсорсинга, увеличивают расходы при снижении постоянных затрат и решают важные кадровые задачи.
Об основных плюсах аутсорсинга мы поговорили выше. Если судить в общем, это направление приносит следующие положительные результаты:
- Снижение налоговой нагрузки.
- Возможность сотрудничать с опытными профессионалами в тех отраслях, в которых экономически нерационально брать работников в штат.
- Эффективное обозначение сферы ответственности с дополнительным гарантиями.
- Оптимизация затрат рабочего времени.
- Улучшение решения организационных вопросов в определенной степени.
Опять же, практика показывает, что аутсорсеры более мотивированы, профессиональны и подготовлены, чем большинство штатных работников.
Как метод организации рабочей деятельности, кадровый аутсорсинг персонала имеет и плюсы, и множество минусов. Если бы не было минусов, этот способ превратился бы в единственный вариант работы.
Несмотря на явный положительный эффект, аутсорсинг может проигрывать традиционной форме сотрудничества со специалистами. Остановимся на его недостатках:
- При такой форме сотрудничества работники не несут ответственность по ТК РФ.
- На наемный персонал рычагов воздействия меньше.
- Внутренние правила и трудовой распорядок – не обязательные условия, если не указаны в договоре.
- Необходимо составлять точный договор, где учтены все детали аутсорсинга.
- Специалисту-аутсорсеру нужно платить больше, чем штатному работнику.
- Очень сложно найти подходящий персонал, особенно в маленьких населенных пунктах.
- Если должность не требует специфических навыков, то сотрудничество с аутсорсерами дает лишь незначительные преимущества.
- Специалист меньше погружен в бизнес-процессы, и компания не уверена, что он будет сотрудничать с ней длительное время.
- Аутсорсинговые взаимоотношения не настолько глубоко регулируются в правовом отношении, как трудовые.
- Если компания нарушает правила организации труда, то правовые отношения с аутсорсерами рассматриваются как трудовые.
- Для бухгалтеров и специалистов по подбору кадров труднее организовать работу на аутсорсинге.
- Существует риск утечки технической информации и коммерческой тайны.
- Прямые вопросы решаются дольше, особенно при работе через аутсорсинговое агентство.
Большую часть из вышеперечисленных минусов можно легко устранить, если правильно составить договор аутсорсинга на предоставление персонала и учесть в нем все нюансы. Но любой бизнесмен и специалист по подбору персонала, так или иначе, должен очень внимательно подходить к аутсорсингу.